Наверно каждый человек, который хоть раз видел мотоцикл знает, что в его устройстве используются цепи, по аналогии с велосипедом. Но только мотолюбители понимают, что цепи фиксируются на очень важных деталях – так называемых «звездах». Звезда - это специальное зубчатое колесо, для полноценной езды мотоцикла необходимо 2 звезды – «ведущая» и «ведомая» одна фиксируется на выходном валу коробки передач, а другая на заднем колесе. Благодаря данным деталям вы можете поменять тягу на заднем колесе и изменить максимальную скорость мотоцикла – все зависит от количества зубьев на звезде, грубо говоря они определяют передаточное отношение, которое зависит от числа оборотов вала, ведомого к числу оборотов вала ведущего.
Для того что бы определить величину передаточного значения достаточно воспользоваться простым алгоритмом - вначале посчитать сколько зубьев на каждой звезде, а затем большее их значение разделить на меньшее – это и будет передаточное число и чем оно выше, тем тяга будет сильнее, и соответственно меньше скорость.
Вполне естественно, что все мотолюбители уделяют данным деталям много внимания, тем более, что у них достаточно быстрый износ и их требуется часто менять. Также, так как они существенно влияют на качество езды и разгона, то у некоторых есть несколько комплектов, в зависимости от задач, которые ставит перед собой водитель – возможно это будет дальняя поездка, либо мотокросс по бездорожью.
После выбора звезд для байка, необходимо еще подобрать и цепь, которая будет на этих звездах стоять.
Для того чтобы подобрать оптимальный вариант цепи стоит учитывать несколько параметров.
Различия и типы мотоцепей
Цепи различаются типом, длиной и замком. Давайте рассмотрим, как каждый параметр в отдельности и на что он влияет.
Один из основных показателей - это «Тип мотоцепи», который зависит от размерности или как еще говорят «шагом цепи» - это удаленность размещения осей роликов. Для маркировки данного параметра используют трехзначное цифровое значение, и оно универсально для всех производителей, например, 420,525 или 530, для спортивных моделей мотоциклов обычно используют цепи 630, 415 и тп.
При этом первая цифра берется в дюймах обозначает расстояние между каждым звеном, чтобы перевести данное значение в миллиметры, необходимо его просто умножить на 8. Остальные цифры показывают ширину, которая есть между боковыми стенками.
Длина мотоцепи
Длина цепи для байка зависит от того сколько зубьев на звездах. Длину также легко подобрать, как и тип, так как их обозначение стандартны у всех производителей и зависят от передаточного числа.
Замок мотоцепи
Как правило, замки не устанавливаются на заводские узлы, так как звенья имеют одинаковый размер, для обеспечения надежности. Но при самостоятельном приобретении цепи для мотоцикла необходимо обратить внимание, что они бывают двух видов с разъемным замком и соединительным звеном на расклепку.
Для использования лучше подходит цепь со склепанным звеном, так как для разъемного замка требуются специальный инструмент и определенные навыки.
Также, иногда производители используют виды уплотнения, которые дополнительно обозначают на маркировке латинскими буквами.
Ну и конечно существует огромное разнообразие видов расцветок от классики в черном цвете до хромированных, позолоченных или цветных.
Обслуживание цепи мотоцикла
Мотоцепи можно отнести к расходникам, которые необходимо заменять для качественной и безопасной езды на мотоцикле по мере износа. Для того что бы продлить срок службы цепи мотоцикла и снизить затраты на их замену необходимо качественно обслуживать данную деталь. Мотоцепь, так как она постоянно контактирует с окружающей средой, необходимо постоянно очищать от загрязнений и обеспечивать достаточного количества смазки на всех звеньях. Манипуляции по уходу за мотоцепью проводят каждые тысячу километров, но многие опытные владельцы говорят, что необходимо производить очищение и смазку цепи каждые 600 км, особенно если на улице сильная грязь или даже просто пыль.
Для ухода и очищения деталей используется специальная мотоциклетная косметика, обычно она в виде спрея и подходит для различных моделей техники. Когда выбирается тип смазки необходимо опираться на условиях, в которых будет производиться эксплуатацию.
Также не стоит забывать о том, что после замены деталей на новые необходима так называемая обкатка в процессе которой повышается центробежная нагрузка на звездочки. Поэтому стоит внимательно подбирать состав средства в зависимости также от скоростного режима байка, например, для скорости близкой к 200 км/ч стоит использовать специальные «липкие» смазки – другие не будут держаться при такой скорости. Или если у вас планы ездить по бездорожью, то липкая смазка не подойдет и лучше воспользоваться аэрозольной. Золотое правило нанесения смазки на цепь мотоцикла – это равномерность и отсутствие избыточности, также стоит дать смазке немного высохнуть, а излишней жидкости испариться, распределив ее по всей цепи и не запускать мотор сразу после нанесения.
Расчет передаточного числа при замене звезды
Цепи марки CZ Chains
При выборе самой цепи конечно стоит уделять качеству данной детали и лучше выбирать проверенных производителей, так как от прочности данной детали зависит очень много. Примером могут служить цепи от марки CZ Chains. Это чешский производитель, который уже почти век специализируется на производстве данных деталей. Постоянно совершенствуя свои технологии и использую опыт Компания CZ Chains по праву является мировым лидером по производству мотоцепей. Благодаря клиенториентированности, которая культивируется данным производителем, можно подобрать цепь на любой случай жизни - линейка насчитывает больше 2000 различных моделей.