Принципиальным отличием большинства мотоциклетных двигателей от моторов других транспортных средств является совместная работа сцепления с другими движущимися узлами и механизмами в одном масляном «резервуаре» (масляной ванне), поэтому здесь важно найти компромисс между подходящей смазкой для трущихся поверхностей и противодействием пробуксовке в механизме сцепления. Мотоциклы имеют высокую удельную мощность, ведь их компактные двигатели работают на гораздо больших оборотах и набирают их значительно быстрее, чем двигатели автомобилей, поэтому и масло с их деталей разбрызгивается сильнее, что может привести к сухому трению и преждевременному износу мотора.
Многие мотоциклы имеют не только жидкостное охлаждение, установленное во всех современных автомобилях, но также воздушное и воздушно-масляное – эти системы охлаждения предполагают разные температурные режимы, поэтому и требования к составу масел различаются для каждого их типа. Так, двигатели воздушного охлаждения наиболее термонагружены и для них лучше всего подходят моторные масла, имеющие в своем составе присадки, увеличивающие стойкость масла к разрушению под воздействием высоких температур.
При выборе неподходящего смазочного материала сцепление будет проскальзывать и мешать комфортной езде, а ДВС может и вовсе перегреться. Таким образом, среди основных функций моторного масла можно выделить:
- Наложение защитной масляной пленки, которая снижает трение рабочих поверхностей
- Охлаждение движущихся деталей двигателя;
- Удаление нагара и других посторонних частиц с мотора;
- Увеличение срока службы сцепления и мотора;
- Равномерное распределение температуры, предотвращающее перегрев механизма.
Виды моторного масла
Моторные масла подразделяются на три категории, различиями выступают наличие синтетических компонентов и их соотношение, что непосредственным образом сказывается на стоимости товара и его характеристиках.
Минеральное
Данное моторное масло имеет минеральную основу и производится из нефти путем её обработки, поэтому оно значительно дешевле синтетического и демонстрирует невысокие эксплуатационные качества: оно не выдерживает столь высоких температур, сильнее густеет на холоде, быстрее окисляется и требует замены, а при перегреве оставляет шлаки в моторе.
Минеральное масло обладает меньшей проникающей способностью, чем синтетика, поэтому ее часто используют в двигателях классических мотоциклов со старыми сальниками и прокладками во избежание течей и отпотевания. Стоит отметить замечательные моющие свойства минеральной смазки – она удерживает в себе взвесь посторонних частиц и забирает его с собой при сливе, по этой причине её рекомендуют менять чаще, чем синтетику. Такое масло по большей части используется в слабофорсированных, низкооборотистых двигателях.
Синтетическое
Такое моторное масло изготавливается с использованием технологии гидрокрекинга или синтеза углеводородов, что на выходе дает однородный состав с весьма полезными механическими свойствами: по сравнению с минеральным, синтетическое масло смазывает рабочие поверхности лучше и показывает высокую эффективность при езде на высоких оборотах двигателя, выдерживает максимальные рабочие температуры, обеспечивает лучшую защиту и моющие свойства, а также обладает высокой проникающей способностью и не сильно загустевает при низких температурах.
Технология производства без добавления присадок позволяет исключить из состава различные химические элементы, которые являются причиной возникновения коррозии и образования нагара. Синтетическая смазка обходится дороже, чем минеральное масло, но менять её нужно не так часто. Исходя из перечисленных свойств, данный вид масла идеально подходит современных и мощных высокооборотистых двигателей.
Полусинтетическое
Полусинтетическое масло представляет из себя некую золотую середину между двумя предыдущими видами масел. Полусинтетическая смазка изготавливается на минеральной основе с добавлением большого количества различных присадок, приближающих эксплуатационные свойства этого масла к «синтетике», поэтому получившийся комбинированный продукт занимает промежуточную позицию среди представленных масел, как по цене, так и по свойствам. По большей части таким маслом пользуются владельцы классических дорожных мотоциклов в основном эксплуатирующихся в щадящем режиме. Стоимость продукта оценивается несколько ниже синтетической смазки, но дороже минеральной.
Для пользователей мотоциклов наиболее рациональным критерием при выборе масла является подходящий индекс вязкости для своего транспортного средства, контроль уровня масла и своевременная замена, также стоит принимать во внимание и погодные условия. Однако, все же стоит добавить, что чаще всего пользователи свежих мотоциклов выбирают синтетику, а полусинтетику заливают для повидавших жизнь железных старичков.
Классификация мотомасел
Всего существует три способа классификации моторных масел, одним из наиболее распространенных и актуальных для большинства покупателей можно считать SAE, который основан на обозначении вязкости с помощью специальных маркировок.
SAE
Общепринято использовать американскую классификацию SAE (Society of Automotive Engineers — Общество автомобильных инженеров США).
Здесь моторные масла делятся на 15 классов от 0W до 60. Буква «W» в маркировке означает, что масло может использоваться при низких температурах (Winter — зима), однако большинство присутствующих сегодня на рынке моторных масел являются всесезонными – это значит, что они предназначены для эксплуатации в широком диапазоне температур в любое время года.
Первая цифра маркировки указывает на нижний температурный диапазон для безопасного запуска двигателя, при котором бензонасос способен прокачать масло через маслоканалы, обеспечив смазку трущихся механизмов двигателя. Вторая цифра маркировки означает верхний температурный диапазон, при котором масло сохраняет свои свойства и эффективно работает.
Расшифровка моторного масла — цифры SAE.
Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:
- 0W — масло пригодно к использованию при температуре до -35-30 °C
- 5W — масло пригодно к использованию при температуре до -30-25 °C
- 10W — масло пригодно к использованию при температуре до -25-20 °C
- 15W — масло пригодно к использованию при температуре до -20-15 °C
- 20W — масло пригодно к использованию при температуре до -15-10 °C
Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:
- 30 — масло пригодно к использованию при температуре до +20-25 °C
- 40 — масло пригодно к использованию при температуре до +35-40 °C
- 50 — масло пригодно к использованию при температуре до +45-50 °C
- 60 — масло пригодно к использованию при температуре до +50 °C и выше.
В итоге, чем меньше цифра — тем «жиже» масло, чем больше цифра — тем оно более густое. Не стоит забывать о том, что в процессе эксплуатации масло становится более жидким, также оно разжижается и при нагреве двигателя – это приводит к снижению его антифрикционных свойств.
API
Система классификации масел API разработана в 1947 году — Американским Институтом Нефти (American Petroleum Institute).
В данной классификации используется простое обозначение с помощью букв и цифр, идентифицирующих категорию обслуживания – серия «S» описывает стандарты масла для бензиновых двигателей, серия «C» – дизельные, а серия «Т» – двухтактные двигатели, классификацию которых мы и рассмотрим. Первый символ является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателя другого типа.
Расшифровка моторного масла — обозначения API
Данная категория рассматривает обозначение масел, используемых в двухтактных двигателях:
- API TA – двухтактные двигатели мопедов, газонокосилок и соответствующих машин.
- API TB – маломощные мотоциклы, мотороллеры.
- API TC – смазка для двухтактных двигателей, работающих на суше, также тогда, когда требуется класс API-TA и API-TB.
- API TD – смазка для двухтактных подвесных лодочных моторов.
JASO
Японский стандарт JASO (Japanese Automotive Standards Organization – Японская организация по стандартизации в области автомобилестроения) классифицирует масла для мотоцикла исходя из коэффициента трения с помощью двух латинских букв: первая определяет тип двигателя (M – четырёхтактный, F – двухтактный), а вторая коэффициент трения.
В стандартах JASO все моторные масла разделяются на три категории: 4-тактные, дизельные и 2-тактные двигатели. Так как наша статья о мотоциклетных маслах, мы рассмотрим первую и последнюю категорию.
4-тактные двигатели мотоциклов и бензиновых автомобилей
- MB – масло отличается малым коэффициентом трения и не подходят для мотоциклов с мокрым сцеплением.
- MA-1 – среднее в данной классификации по коэффициенту трения масло, которое подходит для мотоциклов с мокрым сцеплением и малой нагрузкой.
- MA-2 – масло с самым высоким коэффициентом трения, идеально подойдет для больших нагрузок и спортивных мотоциклов
Для 2-тактных двигателей мотоциклов и автомобилей
- FD – бездымные масла для двухтактных двигателей мотоциклов и машин с улучшенными характеристиками по чистоте двигателя в сравнении с JASO FC, удовлетворяют наивысшим требованиям для применения в Японии.
- FС – бездымные масла для двухтактных двигателей мотоциклов и машин, удовлетворяющие основным требованиям для применения в Японии.
- FB – масла для двухтактных двигателей мотоциклов и машин, удовлетворяющие минимальным требованиям для применения в Японии.
- FA – масла для двухтактных двигателей мотоциклов и машин, предназначенные для применения в развивающихся странах.
Street / Offroad
Масляный состав выпускается как для езды в городе, так и для внедорожной местности и подразделяется на две категории:
Street – такое масло предназначено для городской езды, где важно во время затормозить, чтобы не причинить вреда ни себе, ни окружающим. Дело в том, что после нескольких резких ускорений и торможений двигатель нагревается и может произойти термический отказ, а специальные вещества в лице антиокислителей и антипенных компонентов в масле «Street» предотвращают подобные ситуации
Off road – данный смазывающий состав изготовлен специально для внедорожных мотоциклов, работающих на высокой мощности на протяжении длительного времени. Продолжительная работа двигателя вызывает перегрев смазки и разжижает её, как и попадающая с грязью и другими мелкими частицами вода, которая ещё и загрязняет узлы двигателя. Компоненты этой категории нейтрализуют мелкие примеси и помогают материалу сохранить свою вязкость.
Значение вязкости масла
Выбирая смазочный материал, необходимо держать во внимании тот факт, что при разных температурных условиях его показатель вязкости будет меняться. Так, в холодных условиях маслу присуще густеть, в то время как в жарких условиях его консистенция будет более жидкой. Двигателю требуется определенная степень вязкости, выше которой он попросту не сможет запуститься, потому как коленвалу будет сложно вращаться из-за сильного сопротивления, а маслонасос не сможет создать необходимого давления для прокачки масла по каналам.
Тяжелые условия эксплуатации требуют наличия высокого коэффициента вязкости, поскольку только таким образом можно защитить детали механизма от грубого фрикционного воздействия с помощью плотного защитного слоя. К таким типам масел относятся 10W60 и 15W50, они отлично подходят для спортивных байков и тяжелых круизеров. Но не стоит забывать, что расход топлива при их использовании заметно повысится. Среди текучих отмечаются 5W40, 10W30 и 10W40, которые станут отличным выбором для техники, эксплуатируемой зимой во время холодов.
Характеристики моторного масла
Также существуют и другие технические характеристики, о которых важно помнить при выборе смазочного материала:
Коксуемость
Описываемый параметр определяет склонность смазки к образованию нагара и смол и зависит от качества очистки масла. Так, чем больше вязкость – тем больше коксовое число, основанное на результатах испарения 10 г вещества. Маловязкие продукты имеет значение коксуемости в 0,1 – 0,15 %, в то время более густые 0,7 %. Данная характеристика актуальна для пользователей двухтактных двигателей, работающих на высоких оборотах и температурах, специально для них был разработан новый класс масел JASO FD, обладающий моющими свойствами.
Температура вспышки
В составе низкопробных моторных масел зачастую присутствуют легкокипящие фракции, в значительной степени увеличивающие сгорание жидкости в процессе нагрева. Так, под воздействием высоких температур, компоненты продукта могут образовывать нагар при соприкосновении с раскаленной поверхностью двигателя и улетучиваться. Высококачественные материалы имеют планку в 210 – 225°C и могут справиться с продолжительной термической нагрузкой.
Температура застывания
Обозначает предел температуры, ниже которой обработанный нефтепродукт не сможет оставаться текучим. Важно сохранять подвижность смазки и не использовать низкопробный продукт в морозную погоду, иначе двигатель не сможет схватиться и заведется только после прогрева.
Масло для двухтактных двигателей
Мотоциклам с двухтактным двигателем для эффективной работы следует использовать стойкие к образованию нагара и количеству выделяемого дыма бензо-масляные смеси, получаемые путем смешивания масла с бензином в соотношении 1:40 или в иной пропорции, рекомендованной производителем в мануале к мотоциклу. Такая смесь сгорает вместе с топливом и может оставлять после себя побочные отложения в виде нагара, а чтобы этого избежать производители не используют в составе смазочного продукта синтетические компоненты, устойчивые к термическим нагрузкам.
Двухтактный двигатель обладает простой конструкцией и повышенной мощностью, им оснащают кроссовые мотоциклы, эндуро и питбайки, также 2-х тактными моторами оснащались старые советские модели. Если в такое устройство залить масло для 4-х тактного механизма, то высока вероятность его загрязнения из-за используемых присадок, поскольку они устойчивы к высоким температурам и в процессе нагрева образуют побочные компоненты гари.
Масло для четырехтактных двигателей
Мотоциклу с четырехтактным двигателем требуется вязкое средство для защиты деталей плотной масляной пленкой. Они потребляют меньше топлива, так как усовершенствованная конструкция позволяет уменьшить его расход в несколько раз и предотвратить скопление нагара на внутренних стенках выхлопной трубы и в камере сгорания. Описанный механизм используется при сборке большинства современных мотоциклов, которым важно реализовать свой мощностный потенциал, а также такие двигатели удобнее в повседневном использовании и меньше вредят окружающей среде. Как раз для этого масло наделяют следующими свойствами:
- Повышенный уровень вязкости – защищает устройство и его компоненты от высоких физических и термических нагрузок наложением масляного слоя, консистенция которого позволяет легко и быстро завести мотор в непрогретом состоянии.
- Устойчивость к перепадам температуры – смазка выдерживает как очень низкие, так и весьма высокие температурные значения, не изменяя своих технических свойств и показателей.
- Повышенный процент содержания различных синтетических добавок и присадок – увеличивает срок эксплуатации устройства, защищает его от окисления и испарения, а также гарантирует эффективную работу при любых погодных условиях.
Рекомендации по выбору мотоциклетного масла
На сегодняшний день рынок предоставляет большое количество мотоциклетных масел, различающихся по цене и выполняемым функциям. Минеральные составы обходятся дешевле чем синтетика, но всё же выбор делается на основе указаний в паспорте агрегата, его модели, года выпуска, а также принимая во внимания условия эксплуатации, но никак не стоимости. Выгоднее приобрести хорошее масло для мотоцикла, которое не только сбережет детали двигателя от агрессивного термического и фрикционного воздействия, но и обеспечит стабильную работу в условиях города или бездорожья. Пренебрегать рекомендациями производителя крайне нежелательно, ведь неправильный выбор в конечном итоге может привести к низкой эффективности и загрязнению двигателя, и даже выходу его из строя.
Производитель всегда обозначает вид нужного масла в сопровождающей документации, также его легко увидеть в информационном поле товара на странице интернет-магазина, что значительно ускоряет процесс поиска.
Как правильно произвести замену мотомасла своими руками
Для большинства двигателей внутреннего сгорания требуется своевременное обслуживание, заключающееся в замене масла. Городская езда считается тяжелыми условиями эксплуатации, при которых смазка теряет свои свойства гораздо быстрее из-за пробок, многократно чередующихся разгонов и торможений, а также частых переключений передач. Сделать замену моторного масла можно самому, либо обратиться в сервисный центр:
- Предварительно подберите новое масло, основываясь на вышеперечисленных рекомендациях.
- Приобретите новый масляный фильтр и уплотнительную шайбу, подготовьте необходимый набор гаечных ключей, съемник масляного фильтра и емкость под отработанное масло.
- Разогрейте двигатель до рабочей температуры, чтобы масло стало более текучим и слилось без остатка.
- Первым делом откручивается пробка картера для слива масла, затем старый фильтр меняется на новый. Не забудьте смазать уплотнительное кольцо на фильтре маслом, чтобы не повредить его при установке.
- После слива масла наклоните мотоцикл в разные стороны, убедитесь, что масло слилось полностью. Закрутите сливную пробку с необходимым моментом, указанным в мануале, используйте новую уплотнительную шайбу.
- Залейте указанное в мануале количество масла, прогрейте мотоцикл до рабочей температуры, заглушите и проверьте уровень масла в двигателе. При необходимости долейте масло так, чтобы его уровень был между мерных рисок на щупе или в смотровом окошке.
- Утилизируйте отработанное масло в специальных, предназначенных для этого местах или пунктах приема. Не выбрасывайте масло вместе с бытовым мусором и не сливайте в водоемы и на землю – нефтепродукты очень токсичны и наносят непоправимый ущерб природе.
Рейтинг моторных масел для мотоциклов от Мотодарт
Данный список включает популярные моторные масла, которые хорошо зарекомендовали себя на практике и были высоко оценены командой профессиональных мотоциклистов.
MOTOREX
Считается одним из лучших – если не лучшим – производителем смазочных масел, имеющим крупнейшее производство в Швейцарии, масла Motorex используются на заводах лучших европейских производителей мототехники. Компания уже более 100 лет проводит свои собственные исследования, имеет самые современные технологии и составы смазочных материалов, которые отлично зарекомендовали себя на мировом рынке.
Свойства:
- Предотвращает образование пены и защищает от коррозии.
- Имеет гибкие температурные критерии.
- Снижает износ и продлевает срок службы.
- Универсально для дорожного и внедорожного использования.
ENI
Компания располагается в Италии и входит в список крупнейших производителей моторных масел. Компанию «Eni» отличает широчайшая линейка смазочных материалов, в которую входят как высококачественные масла премиум сегмента, так и бюджетные масла отличного качества.
Свойства:
- Сохраняет текучесть при низких температурах.
- Хорошие противоизносные свойства.
- Стабильность к окислению и старению. Антипенные свойства предотвращают появление воздушных пузырьков.
MOTUL
Французская компания-производитель мотоциклетных масел, а также промышленных и иных смазочных материалов, которая обрела большую популярность в России. «Motul» основана в 1853 году и до сих пор продолжает быть надежным поставщиком высококачественного масла. Моторное масло этого бренда имеет очень много подделок на российском рынке и есть риск наткнуться на неоригинальную продукцию, поэтому покупайте оригинальное масло «Motul» только в «MotodaRT».
Свойства:
- Равномерно распределяет тепло и защищает от перегрева.
- Увеличивает мощность мотора на 1,3%.
- Защищает от износа и технического обслуживания.
ROWE
Производимое компанией Rowe 100% синтетическое моторное масло для 4-х тактных мотоциклов создано по технологии сложных эфиров и соответствует всем необходимым требованиям качества.
Свойства:
- Масляная защитная пленка покрывает двигатель и коробки переключения передач.
- Синтетика обеспечивает плавность переключения передач и четко работы коробки в масляной ванне.
- Легкий запуск двигателя в зимний мороз.
IPONE
Команда IPONE точно знает все потребности и особенности эксплуатации мототехники, масло компании разработано совместно с мотоциклистами и обладает хорошими параметрами.
Свойства:
- Передачи переключаются быстро и мягко.
- Формула масла реагирует на экстремальные нагрузки на сцепление
- Снижает износ и подходит для спортивных поездок по бездорожью. Синтетика обеспечивает прочный защитный слой
- style="font-size: 16px;"